mumz (mumz) wrote,
mumz
mumz

Все это знают, но практически никогда не осознают: система образования строится сверху. Что это значит?

Мы постоянно готовим(ся) к чему-то, к более высокому уровню образования. На старших курсах кто-то все еще собирается в аспирантуру, в магистратуру.
В старших классах школы дети готовятся к поступлению в вуз, в средних классах - к поступлению в старшие классы или в колледжи-лицеи. Для малышей есть услуга "подготовим к школе". Интересно есть ли услуга "подготовим к поступлению в дет.сад"? Когда завершается образование и человек больше никуда не собирается поступать, начинаются поиски хорошей работы и некоторое разочарование (не буду развивать эту мысль). В советское время (но задолго до застоя), назначение на работу избавляло человека и от этих поисков. Система работала четко: требуются такие-то специалисты и, исходя из этого запроса, вниз по лестнице, строится образование. Даются знания, проверяются знания (как можно раньше и как можно больше), выпускаются специалисты (из вузов и техникумов) или полуфабрикаты этих специалистов (из школ)...

Что происходит сейчас? Концепция такого образования сохранилась в наших мозгах, и она воспроизводится молодым поколением, которое и не знало советской системы. Мы продолжаем относиться к образованию так, что «там дают знания, проверяют только то, что дали и выпускают на волю». Отсюда один шаг до той цели, которую ставят себе многие учащиеся и их родители: «взять побольше знаний (если получится), по возможности, бесплатно и получить на экзаменах высокий балл (замордовать преподавателя или ГЭК пока не поставят искомую оценку)». Если не получается первый пункт, то есть масса приемов для преодоления трудностей, связанных с этим этапом: списывание, шпаргалки, скачивание готовых работ из интернета или заказ исследований (не только курсовых и дипломных, но и диссертаций). И как венец – альтернативные ученые советы, раздающие степени кандидатов и докторов. Иными словами, система дает сбои. Потому что сейчас нет госплановского запроса. Внешние атрибуты такого образования продолжают играть какую-то роль, поэтому внешние атрибуты обеспечиваются, но системы ржавеет.

Выход из положения многим видится в реформировании образования, приближении нашей системы к западной, с взаимным признанием наших дипломов. Но западная система реализует иную концепцию образования. Ни на одном этапе, ни в одной точке на пути образования, две системы, кажется, не совпадают. Но та и другая должны заканчиваться написанием дипломной работы (курсовых работ, на предыдущем этапе).

Можно ли свести две системы в единую? Или плавно перейти с одной системы на другую, имея в виду, что исходный пункт (6-летний ребенок) и пункт на выходе (бакалавриат/магистратура или специалист по-советски) совпадают? Если да – почему не получается и реформа образования воспринимается только как потеря качества, отступление от достижений и весь остальной негатив? Значит, нельзя. Чтобы выстроить другую систему, надо менять всю концепцию образования. А так как это очень консервативная область, надо чтобы общество поддерживало такие реформы. Все обсуждения показывают, во-первых, что общество против реформ, во-вторых, что никто не занимается разъяснением сути реформ, на концептуальном уровне.

Как мне кажется, на западе пытаются строить систему образования снизу, взращивая ребенка, который сам должен учится и сам в дальнейшем, в жизни, должен принимать решения.

Трудно работать в сфере образования в такой переходный период. Все время кажется, что всё впустую.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 2 comments